Как устроен человеческий мозг? Способен ли он познать сам себя? Откуда берутся интуиция и творчество?
Об этом корреспонденту рассказал российский физиолог, академик, директор Института мозга человека РАН Святослав Всеволодович МЕДВЕДЕВ (последователь и сын Натальи Петровны БЕХТЕРЕЕВОЙ)
Что в деятельности мозга кажется наиболее загадочным?
– То, чему я посвятил, по сути, свою научную жизнь, нерешённый до сих пор вопрос: как нейроны мозга организуются в систему. Представьте себе компьютер и мозг. Количество элементов в мозге – 100 миллиардов нейронов. Для описания взаимодействия между ними нужен объём компьютерной памяти, сравнимый с числом частиц в видимой нами Вселенной. При этом скорость распространения информации внутри мозга всего 1400 м в секунду. В компьютере же это фактически скорость света. И, кстати, работает мозг на энергии, по мощности сравнимой с той, которую даёт автомобильный аккумулятор.
Замечу, что в мощных компьютерах только на охлаждение идут десятки киловатт. Но при этом эффективность мозга неизмеримо выше, чем у любого из известных ныне сверхмощных компьютеров… Каким образом нейроны могут организовываться при столь медленной работе мозга? Почему до сих пор эффективность его деятельности далеко превосходит все достижения компьютеров? Мы не представляем себе, как это происходит с точки зрения законов физики.
– Вы видели живой человеческий мозг?
– Конечно, ведь я присутствовал на многих нейрохирургических операциях. И это на самом деле производит впечатление, что всё наше интеллектуальное сокровище выглядит как некий студень с прожилками. Даже нам, исследователям, бывает трудно осознать, что в 1,5 килограмма этой бугристой розовой студенистой массы в черепной коробке содержится всё богатство внутреннего мира человека, всё разнообразие поведения!
Может, в этом и есть главная загадка мозга: как в этом студне заключены все связи Вселенной? Каким образом в нём происходит взаимодействие между идеальным и материальным? Как наши чувства превращаются в биохимические процессы, и наоборот – как биохимия преобразуется в эмоции?
– На сколько процентов вообще изучен мозг?
– Ответа на этот вопрос не существует. Кстати, о процентах. Считается, будто человек использует только 10, 15 или 20% возможностей мозга. Это чепуха! Представим, что в эпоху XIX в. некие исследователи высадились на незнакомый берег и начали разведку местности: продвигались вглубь территории, строили дороги, мосты, обходили горы. Но в итоге освоили достаточно небольшую территорию, а остальная земля осталась им неизвестной. Так и с изучением мозга: у нас, выражаясь фигурально, до сих пор нет ни спутников, ни самолётов, и мы даже не знаем, насколько велик наш материк.
«Часовой» в голове
– Интуиция, внутренний голос, шестое чувство – что это?
– Я думаю, накопленный в течение жизни опыт и подсознательный анализ ситуации. Например, человек видит признаки опасности, но полностью осознать увиденное не успевает. Однако, основываясь на этих признаках, мозг молниеносно даёт команду, которую мы считаем подсказкой внутреннего голоса. Мы можем инстинктивно остановиться посреди улицы или, напротив, резко ускорить шаг, заметив краем глаза падающую с крыши сосульку или кирпич.
В мозге человека есть механизм сравнения реальной ситуации с контрольной – то есть некой матрицей стереотипов. Образно говоря, в нашей голове всё время дежурит «часовой», который собирает общую картину, обрабатывает её, закрепляет, а потом мониторит текущую обстановку, проверяя, не поменялось ли что.
Если возникают изменения, в мозге появляется сигнал – смутное беспокойство, ощущение, что что-то не так. Заметьте: мозг не говорит, что именно не в порядке, а просто может «портить вам настроение». Задача «часового» – следить за отклонениями от стандарта и обратить на них внимание, а там пусть уж человек сам принимает решение, что ему делать.
– Насколько, на ваш взгляд, велико влияние человеческой воли? Где черта, за которой она уже бессильна?
– Такая черта – это выход за нормальную ситуацию: тяжёлая болезнь, травма, наркотическое отравление… Мозг хорошо работает в условиях стабильности. Но бывают ситуации, когда ничего не поможет, в том числе сила воли. Против некоторых воздействий мозг бессилен: если вводить в организм определённые вещества, например психотропные, наркотические, то сопротивление прекращается. Известны легенды о волевых разведчиках, которые молчали под любыми пытками. Но после обработки специальными психотропными препаратами любой человек теряет волю и отвечает на любой вопрос.
– Вы помимо прочего исследуете феномен творческого начала в человеке – «божьей искры», как говорится. На каких приборах это делается?
– Их достаточно много: позитронно-эмиссионный томограф, магнитно-резонансный томограф, различные устройства, использующие современные методы электроэнцефалографии. Мы предлагаем людям выполнять определённые творческие задания – например, придумать нестандартную фразу. И видим на приборах, как в этой ситуации происходит функционирование мозга.
Творчество, пожалуй, единственный вид деятельности, при котором активизируется весь мозг. Например, когда вы просто ведёте беседу, то задействуется область мозга около виска, а когда слушаете речь – область чуть-чуть сзади.
При творчестве этого не происходит, потому что человек не знает, какие ресурсы будут нужны для решения задачи, и использует их с запасом. Последняя научная монография моей матери Натальи Петровны Бехтеревой была написана на тему «Умные живут дольше».
О том же говорит и известный геронтолог Владимир Анисимов: учёные тех специальностей, где творчество обязательно, зачастую могут похвастаться долголетием.
– Ваша книга называется «Мозг против мозга». Что имеется в виду?
– По-английски эта фраза звучит точнее: «Мind vs. brain», то есть – мозг, который мыслит (сознание, знание, разум), против мозга как материального тела. Способен ли человеческий мозг познать мозг, то есть самого себя? Как можно с помощью науки, логики постичь работу невероятно сложного «устройства» или, может быть, «существа», заключённого в нашей голове? Учёные впервые столкнулись с ситуацией, когда «прибор» и объект его изучения одинаково сложны. Вы не поверите, но всё, что мы до сих пор исследовали – будь то атом или Галактика, было проще, чем мозг человека. Можно ли вообще познать его? Я думаю, что до конца вряд ли. Надежду даёт только то, что научные открытия в исследовании мозга не прекращаются. Мозг словно шутя раскрывает свои тайны, полагая, будто их у него бесконечно много, а значит, можно немного подкинуть любопытствующим учёным.